Главная » 2012 » Июль » 27 » О практике применения Высшим хозяйственным судом Украины в рассмотрении дел отдельных норм материального права
18:08 О практике применения Высшим хозяйственным судом Украины в рассмотрении дел отдельных норм материального права | |
Высший хозяйственный Суд Укранины в своём информационном письме от
17.07.2012 г. под № 01-06/928/2012 "О практике применения Высшим хозяйственным судом Украины в рассмотрении дел отдельных норм материального права", с целью обеспечения правильной и одинаковой судебной практики хозяйственными судами, опираясь на практику применения судом кассационной инстанции в рассмотрении дел отдельных норм Гражданского кодекса Украины (далее - ГК Украины), Хозяйственного кодекса Украины (далее - ХК Украины) и других актов законодательства, которые содержат нормы материального права, обратил внимание на следующее:
1) часть первая статьи 692 ГК Украины, касательно определения срока исполнения должником денежного обязательства, возникшего на основании договора купли-продажи (в соотношении с частью второй статьи 530 ГК Украины). Согласно части первой статьи 692 ГК Украины покупатель обязан уплатить продавцу полную цену переданного товара. Договором купли-продажи может быть предусмотрена рассрочка платежа. Итак, если иное не установлено заключенным сторонами договором или актом гражданского законодательства, течение срока исполнения денежного обязательства, возникшего на основании договора купли-продажи, начинается с момента принятия товара или принятия товарораспорядительных документов на него, и положения части второй статьи 530 названного Кодекса, в которой говорится о срок (период) выполнения должником обязанности, не установлен или определен моментом предъявления требования, к соответствующим правоотношениям не применяется (см. постановление Высшего хозяйственного суда Украины от 28.02.2012 № 5002-8/481 -2011). При этом подписание покупателем расходной накладной, которая является первичным учетным документом в понимании Закона Украины "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине" и соответствующей требованиям, в частности, статьи 9 названного Закона и Положения о документальном обеспечении записей в бухгалтерском учете и фиксирует факт совершения хозяйственной операции и установления договорных отношений, является основанием возникновения обязанности по осуществлению расчетов за полученный товар. Срок исполнения соответствующего денежного обязательства определяется по правилам, установленным частью первой статьи 692 ГК Украины (см. постановление Высшего хозяйственного суда Украины от 21.04.2011 № 9/252-10) 2) часть вторая статьи 625 ГК Украины в рассмотрении дел с споров, связанных с определением суммы долга с учетом индекса инфляции. Согласно части второй статьи 625 Гражданского кодекса Украины должник, который просрочил выполнение денежного обязательства, по требованию кредитора обязан уплатить сумму долга с учетом установленного индекса инфляции за все время просрочки. Сумма долга с учетом индекса инфляции должна рассчитываться, исходя из индекса инфляции за каждый месяц (год) просрочки, независимо от того, был в какой-то период индекс инфляции меньше единицы (то есть имела место не инфляция, а дефляция) [см.. постановление Высшего хозяйственного суда Украины от 05.04.2011 № 23/466 и письмо Верховного Суда Украины "Рекомендации относительно порядка применения индексов инфляции при рассмотрении судебных дел" от 03.04.1997 № 62-97г]. При применении индекса инфляции следует иметь в виду, что индекс рассчитывается не на каждую дату месяца, а в среднем в месяц и осуществляется путем умножения суммы задолженности на момент ее возникновения на совокупный индекс инфляции за период просрочки платежа. При этом сумма долга, которая выплачивается с 1 по 15 день соответствующего месяца, индексируется с учетом этого месяца, а если сумма долга выплачивается с 16 по 31 день месяца, расчет начинается со следующего месяца. Аналогично, если погашение задолженности осуществлен с 1 по 15 день соответствующего месяца, инфляционные потери рассчитываются без учета этого месяца, а если с 16 по 31 день месяца, то инфляционные потери рассчитываются с учетом данного месяца (см. постановление Высшего хозяйственного суда Украины от 01.02. 2012 № 52/30). В силу предписаний статьи 625 ГК Украины должник, который просрочил выполнение денежного обязательства, по требованию кредитора обязан уплатить сумму долга с учетом установленного индекса инфляции за все время просрочки, а также три процента годовых от просроченной суммы, если иной размер процентов не установлен договором или законом. Предусмотренное законом право кредитора требовать уплаты долга с учетом индекса инфляции и процентов годовых является способами защиты его имущественного права и интереса, суть которых заключается в возмещении материальных потерь кредитора от обесценивания денежных средств в результате инфляционных процессов и получении компенсации (платы) от должника за пользование удерживаемыми им денежными средствами, принадлежащими к уплате кредитору. Обязательство прекращается исполнением, проведенным надлежащим образом (статья 599 ГК Украины). При этом действующее законодательство не связывает прекращение денежного обязательства с наличием судебного решения о взыскании долга с учетом установленного индекса инфляции и трех процентов годовых от просроченной суммы или открытием исполнительного производства по принудительному исполнению такого решения (см. постановления Верховного Суда Украины от 04.07 .2011 № 13/210/10 и от 12.09.2011 № 6/433-42/183 и постановление Высшего хозяйственного суда Украины от 16.03.2011 № 11/109), 3) статья 202 ГК Украины и статья 599 ГК Украины относительно ответственности должника за нарушение сроков расчетов при наличии судебного решения о взыскании задолженности или открытии исполнительного производства. Согласно статье 202 ГК Украины хозяйственное обязательство прекращается: выполнением, проведенным надлежащим образом; зачетом встречного однородного требования или страхового обязательства; в случае объединения управомоченной и обязанной сторон в одном лице; по соглашению сторон; из-за невозможности исполнения и других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом или другими законами. Хозяйственное обязательство прекращается также в случае его расторжения или признания недействительным по решению суда. К отношениям относительно прекращения хозяйственных обязательств применяются соответствующие положения ГК Украины с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Кодексом. Согласно части первой статьи 598 ГК Украины обязательство прекращается частично или в полном объеме на основаниях, установленных договором или законом, в частности, исполнением, проведенным надлежащим образом (статья 599 настоящего Кодекса). Итак, действующее законодательство не связывает прекращение обязательства с принятием судебного решения или открытием исполнительного производства с его принудительного исполнения, а наличие судебных актов о взыскании задолженности не прекращает денежных обязательств должника и не исключает его ответственности за нарушение сроков расчетов (см. . постановление Высшего хозяйственного суда Украины от 31.08.2011 № 16/587-22/430) 4) части шестой статьи 232 ГК Украины в рассмотрении дел по спорам о взыскании неустойки за просрочку исполнения обязательства. В решении вопросов, связанных с применением части шестой статьи 232 ГК Украины, хозяйственным судам следует учитывать изложенное в пункте 6 Информационного письма Высшего хозяйственного суда Украины от 21.11.2011 № 01-06/1624/2011 "О практике применения Высшим хозяйственным судом Украины в рассмотрении дел отдельных норм материального права "и, что начисление неустойки за просрочку исполнения обязательства за шесть месяцев, предшествующих моменту обращения с иском, возможно лишь в том случае если период начисления неустойки не превышает одного года со дня, когда обязательство должно быть выполнено, т.е. стороны в договоре могут определить начало начисления пени иначе, чем со дня, когда обязательство должно быть выполнено, но в пределах одного года от сего дня (см. постановление Верховного Суда Украины от 27.04.2012 № 13/110 -11 и постановление Высшего хозяйственного суда Украины от 01.02.2012 № 15/065-11) 5) норм материального права при решении вопроса о необходимости государственной регистрации распоряжений Киевской городской государственной администрации, которым устанавливаются тарифы на централизованное водоснабжение и водоотвод. Киевская городская государственная администрация является единственным в организационном отношении органом, который выполняет функции исполнительного органа Киевского городского совета и параллельно - функции местного органа исполнительной власти. По вопросам, отнесенным к ведению местного самоуправления, этот орган подотчетен и подконтролен Киевскому городскому совету, а по вопросам осуществления полномочий в сфере исполнительной власти - Кабинету Министров Украины (пункт 1.1 резолютивной части Решения Конституционного Суда Украины от 25.12.2003 № 21-рп/2003 , далее - Решение). Киевская городская государственная администрация как исполнительный орган Киевского городского совета осуществляет свою деятельность согласно Закону Украины "О местном самоуправлении", а как местный орган исполнительной власти - в Закон Украины "О местных государственных администрациях". Согласно части пятой статьи 41 Закона Украины "О местных государственных администрациях", Указа Президента Украины "О государственной регистрации нормативно-правовых актов министерств и других органов исполнительной власти" от 03.10.1992 № 493/92 (далее - Указ) и Положения о государственной регистрации нормативно-правовых актов министерств и других органов исполнительной власти, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 28.12.1992 № 731 (далее - Положение), государственной регистрации подлежат нормативно-правовые акты приняты, Киевской городской государственной администрацией как местным органом исполнительной власти. Пунктом 3 части пятой статьи 19 "Заключительные положения" Закона Украины "О государственном регулировании в сфере коммунальных услуг" от 09.07.2010 № 2479-VI, который вступил в силу с 31.10.2010, в редакции подпункт 2 пункта "а" части первой статьи 28 Закона Украины "О местном самоуправлении" (с последующими изменениями и дополнениями), согласно которому к ведению исполнительных органов сельских, поселковых, городских советов относятся собственные (самоуправляющиеся) полномочия, в частности, установление в порядке и пределах, определенных законодательством , тарифов на бытовые, коммунальные (кроме тарифов на тепловую энергию, централизованное водоснабжение и водоотвод, которые устанавливаются национальной комиссией, осуществляющим государственное регулирование в сфере коммунальных услуг), транспортные и другие услуги. Согласно ранее действующей редакцией подпункта 2 пункта "а" части первой статьи 28 Закона Украины "О местном самоуправлении" к ведению исполнительных органов сельских, поселковых, городских советов принадлежали собственные (самоуправляющиеся) полномочия, в частности, установление в порядке и пределах, определенных законодательством , тарифов относительно оплаты бытовых, коммунальных, транспортных и других услуг, которые предоставляются предприятиями и организациями коммунальной собственности соответствующей территориальной общины. Таким образом, с вступлением 31.10.2010 в силу новой редакции подпункта 2 пункта "а" части первой статьи 28 Закона Украины "О местном самоуправлении» полномочия по установлению тарифов на централизованное водоснабжение и водоотвод перешли к национальной комиссии, осуществляющим государственное регулирование в сфере коммунальных услуг. До вступления же в силу соответствующих изменений такие полномочия осуществлялись Киевской городской государственной администрацией как исполнительным органом Киевского городского совета. Пунктом 4 части второй раздела VI "Заключительные и переходные положения" Закона Украины "О государственно-частном партнерстве" от 01.07.2010 № 2404-VI, который вступил в силу с 31.10.2010, изложен в новой редакции пункт 7 части первой статьи 18 Закона Украины "О местных государственных администрациях", согласно которому местная государственная администрация определяет и устанавливает нормы потребления в сфере жилищно-коммунальных услуг, осуществляет контроль за их соблюдением. По ранее действующей редакцией пункта 7 части первой статьи 18 Закона Украины "О местных государственных администрациях" в ведение местной государственной администрации принадлежало регулирования цен и тарифов за выполнение работ и оказание жилищно-коммунальных услуг предприятиями, определения и установления норм их потребления, осуществление контроля за их соблюдением. Приведенное свидетельствует о том, что новой редакцией пункта 7 части первой статьи 18 Закона Украины "О местных государственных администрациях", которая вступила в силу 31.10.2010, конкретизированы полномочия Киевской городской государственной администрации как местного органа исполнительной власти определять и устанавливать нормы потребления в сфере жилищно- коммунальных услуг, осуществлять контроль за их соблюдением. Верховный Суд Украины своим постановлением от 28.11.2011 с учетом предписаний абзаца первого пункта 1 Положения, пунктов 1, 2 Указа и пунктом 1.1 резолютивной части Решения поддержал правовые заключения административного суда кассационной инстанции об обязательности государственной регистрации распоряжений Киевской городской государственной администрации, которым устанавливаются (изменяются) тарифы на коммунальные услуги. В связи с этим, решая вопрос о необходимости государственной регистрации распоряжений Киевской городской государственной администрации, которые выданы до 31.10.2010 и которыми установлены тарифы на централизованное водоснабжение и водоотвод, следует исходить из того, что их государственная регистрация являлась обязательной, 6) пункт 15 части первой статьи 34 Закона Украины "Об исполнительном производстве» в редакции Закона Украины от 23.06.2005 № 2711-IV, пункта 15 части первой статьи 37 Закона Украины "Об исполнительном производстве» в редакции Закона Украины от 04.11.2010 № 2677 -VI. Закон Украины "Об исполнительном производстве" определяет условия и порядок исполнения решений судов и других органов (должностных лиц), которые согласно закону подлежат принудительному выполнению в случае невыполнения их в добровольном порядке. Пунктом 15 части первой статьи 34 Закона Украины "Об исполнительном производстве» в редакции Закона Украины от 23.06.2005 № 2711-IV (пунктом 15 части первой статьи 37 Закона Украины "Об исполнительном производстве» в редакции Закона Украины от 04.11.2010 № 2677 - VI) установлено, что внесение предприятия в Реестр предприятий топливно-энергетического комплекса, принимающих участие в процедуре погашения задолженности согласно Закону Украины "О мерах, направленных на обеспечение постоянного функционирования предприятий топливно-энергетического комплекса", является обстоятельством, что приводит к обязательному приостановлению исполнительного производства. На срок участия предприятия топливно-энергетического комплекса в процедуре погашения задолженности подлежат приостановлению исполнительные производства и меры принудительного исполнения решений относительно этого предприятия, подлежащие исполнению в порядке, установленном Законом Украины "Об исполнительном производстве", кроме решений о выплате заработной платы, возмещение материального ( имущественного) ущерба, причиненного увечьем, другим повреждением здоровья или смертью, взыскании алиментов (абзац шестой пункта 3.7 статьи 3 Закона Украины "О мерах, направленных на обеспечение постоянного функционирования предприятий топливно-энергетического комплекса"). Таким образом, внесение предприятия топливно-энергетического комплекса в Реестр предприятий топливно-энергетического комплекса, принимающих участие в процедуре погашения задолженности согласно Закону Украины "О мерах, направленных на обеспечение постоянного функционирования предприятий топливно-энергетического комплекса", является самостоятельным безусловным основанием приостановления исполнительного производства (см. постановление Высшего хозяйственного суда Украины от 16.07.2011 № 18/154-10). | |
|
Всего комментариев: 0 | |